Рынок кирпича в России

20.09.2012
Производство кирпича в России в 2007 году: показатели рынка. Производством кирпича в России занимается свыше 700 предприятий. Рынок слабо консолидирован, выделить лидеров довольно трудно. Спрос на кирпич в большинстве субъектов федерации удовлетворяется за счет продукции, производимой в собственном или соседнем регионе. Согласно технической вооруженности производства и размеру производственных мощностей, лидерами отрасли керамического кирпича являются ОАО «Победа ЛСР», ОАО «Ревдинский кирпичный завод», ГК «Галицынский кирпич» и т.д.; в отрасли силикатного кирпича - ООО «Казанский завод силикатных стеновых материалов», ОАО «Липецкий комбинат силикатных изделий» и т.д. Износ мощностей Уровень износа основных производственных мощностей в среднем по отечественным кирпичным заводам находится в диапазоне 60-70%. Уровень загрузки крупных предприятий отрасли зачастую превышает 100-процентный показатель, причем максимального уровня показатель загрузки достигает в весенне-летний период, зимой многие работают на склад. Прогноз Спрос на кирпич в период 2008-2012 г.г. будет увеличиваться в виду «строительного бума», который по заверению МинРегионРазвития не остановиться и после 2012 г. Однако, следует ожидать замедления темпов роста объемов потребления кирпича, связанного с применением стеновых материалов (газобетона, дерева, ЖБИ), строительство из которых менее затратно. Так в 2010 г. объем спроса на кирпич составит 16,5 млрд. усл. кирп. (прирост к 2009 г. 3,4%, для сравнения аналогичный показатель 2007 г. 15,5%), а в 2012 г. 17,5 усл.кирп. (прирост 2,9%). В 2008-2012 г. ускоренными темпами будет расти производство лицевого кирпича и относительно нового для нашей страны вида кирпича – поризованного. Керамический кирпич Производством керамического кирпича в России занимается свыше 600 предприятий. Говорить о высокой степени монополизации отечественного рынка керамического кирпича не приходиться, поскольку даже самые крупные с точки зрения наличных производственных мощностей производители выпускают в среднем не более 25% от совокупного объема производства керамического кирпича. Явления монополизации свойственны скорее некоторым региональным рынкам.Если в целом характеризовать заводы, специализирующиеся на производстве керамического кирпича, то необходимо упомянуть, что часть из них построена в первой половине 20 века. Большинство таких предприятий было ориентировано на применение ручного труда, а невозможность ввиду ряда причин переориентации производства сделала их нерентабельными в настоящее время. Сейчас они находятся на стадии закрытия. 80% отечественных предприятий работает по способу пластического формования с использованием природного сырья. Применение отходов, в том числе углесодержащих, крайне незначительно. На российских кирпичных заводах автоматами-укладчиками оснащено только около 60% прессов. Более 30% продукции производится в кольцевых печах, где все работы по садке и высадке ведутся вручную при большой запыленности и загазованности, в зоне повышенных температур.Проводятся работы по реконструкции и модернизации кольцевых печей с заменой арочного свода съемным перекрытием и механизацией укладки кирпича в пакеты. Это увеличивает производительность печей на 10-25%, снижает расход топлива на 10-15% и ликвидирует ручной труд. Уровень загрузки оборудования в среднем по стране составляет около 60%. Однако, необходимо отметить, что крупнейшие предприятия отрасли (табл.) после выхода на проектную мощность в состоянии выпускать и больше. Кроме того, уровень загрузки зависит от сезонности (так летом он максимальный).В России имеются и относительно современные предприятия по производству керамического кирпича. Такие компании, как «Стромтехника» (Севро-Кавказский институт строительных материалов и технологий), «ИНКЕРАМ», «Строммаш» (Белоруссия) занимаются проектированием производства кирпича и поставкой оборудования как отечественного (марки СМК), так и импортного, фирм: "Серик" (Франция), "Униморандо" (Италия), "Ажемак" (Испания), "Келлер" (Германия) и др.Наиболее современными с точки зрения технологического обеспечения производства являются такие российские заводы, как Голицынский керамический завод (ГК «Голицынский кирпич»), заводы ОАО «Победа ЛСР» и др. Силикатный кирпич Свыше 100 заводов на территории нашей страны производят силикатный кирпич. Те из них, чьи производственные мощности достигают значений 100 млн. усл. кирп. в год помимо кирпича зачастую выпускают газобетон (блоки из ячеистого бетона), сухие строительные смеси, известь и т.д.Уровень использования основных производственных мощностей на заводах силикатного кирпича существенно не отличается от аналогичного показателя керамических предприятий, его средний уровень – около 60%. Неравномерность загрузки также присутствует (в период «апрель-октябрь» загрузка максимальна, зимой – минимальна). Предприятия, выходящие на проектную производственную мощность, ежегодно производят силикатного кирпича больше значения мощностей, что обусловлено ростом объема потребления.Если крупнейшие заводы (в количестве 21-ого предприятия), специализирующиеся на выпуске керамического кирпича, в общем объеме выпуска данного вида строительных материалов занимали около 20%, то крупнейшие «силикатчики» в количестве 8-ми заводов производят в среднем 25% от всего изготавливаемого в стране силикатного кирпича. Таким образом, уровень концентрации производственных мощностей в подотрасли производства силикатного кирпича выше, нежели в случае с керамическим кирпичом. Подробнее с текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка кирпича – с оценкой соотношения спроса и предложения кирпича во всех регионах, - можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок кирпича в России».